Как помочь переселенцам реализовать их право на жилье?

Одной из самых острых проблем для людей, которые вынуждены были покинуть свои дома в связи с проведением АТО, является проблема жилья. Несмотря на наличие в Харьковской области более 200 тысяч временно перемещенных лиц, временное жилье смогли получить только несколько тысяч человек.

Эксперты проекта «Защита прав внутренне перемещенных лиц» (осуществляется при поддержке Посольства Королевства Нидерландов в Украине в рамках Программы защиты прав человека) проанализировали данный вопрос и предложили свое видение путей реализации права на жилье для переселенцев.

Главной проблемой, по мнению экспертов, является невозможность для вынужденных переселенцев решить вопрос законным способом.

По закону, эти вопросы могут решать местные власти, если они имеют соответствующий фонд жилья. Во всех областях констатируется отсутствие (недостаточность) такого фонда в коммунальной собственности. Даже при условии существования на балансе местных органов власти жилья, которое могло бы быть передано переселенцам в пользование, оказывается, что оно остается невостребованным из-за специфики расположения. Зачастую переселенцы о наличии этого жилья просто не знают, так как находятся в других населенных пунктах.

А постановление Кабинета Министров Украины №505 от 01.10.2014 г. «О предоставлении ежемесячной адресной помощи внутренне перемещенным лицам для покрытия расходов на жилье, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг» фактически перекладывает ответственность за размещение переселенцев на них самих.

Одним из путей временного решения вопроса является создание резервного фонда жилья в коммунальной собственности, что хотя бы на короткий срок позволило бы снять проблему для переселенцев, которые не имеют возможности самостоятельно снимать жилье.

Это могут быть и так называемые модульные городки, имеющие все необходимое для проживания. Но есть и потенциальные риски у такого решения. Так, эксперт Центра политических студий и аналитики Сергей Карелин отмечает: «Есть угроза того, что модульные городки превратят в так называемые «гетто». Внутренне перемещенные лица не должны быть изолированными от коренных жителей. Поэтому, решая проблему жилья таким образом, следует очень четко продумать все детали…».

Более перспективным видится восстановление жилого фонда, который находится в коммунальной собственности, но долгое время не использовался (общежития и частные дома в сельской местности).

В этом случае преимущество получают не только переселенцы, но и местные власти. Ведь восстановленный жилой фонд можно использовать также для обеспечения потребностей местного населения.

Пополнение фонда должно происходить на основе специально созданного реестра объектов, которые могут быть использованы с такой целью (долгострои, здания, принадлежащие различным ведомствам) с их оперативной передачей местным органам власти и дальнейшим финансированием из разных источников.

Для тех, кто арендует жилье самостоятельно, предлагается, кроме увеличения размера государственной помощи также:

  1. Комбинирование государственной помощи переселенцам с программами финансовой адресной помощи со стороны иностранных доноров – именно для оплаты жилья.
  2. Формирование в коммунальной собственности определенного фонда транзитного жилья (на балансе общественных организаций), которое могло бы временно предоставляться переселенцам, в случае внезапного разрыва договора аренды.

Павел Иванин